Четыре синдрома оргпатологии
ОСНОВНЫЕ СИНДРОМЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СИСТЕМАХ КОМПАНИИ, ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ И РЕКОМЕНДУЕМОЕ ЛЕЧЕНИЕ
Мы выделяем 4 основных синдрома организационной патологии:
- Синдром «Дефицита оборотных средств», (Из сферы Управления основной хозяйственной деятельностью).
- Синдром «Российского менталитета сотрудников», (Из сферы Управления персоналом).
- Синдром «Недостаточной прибыли». (Из сферы Стратегического Управления).
- Синдром «Неадекватных внешних коммуникаций» с властями, с общественностью, клиентами, конкурентами.
СИНДРОМ «ДЕФИЦИТА ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ».
ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ |
ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ |
РЕКОМЕНДУЕМОЕ ЛЕЧЕНИЕ |
· Недостаточная эффективность руководителя/ей по одной или нескольким управленческим функциям. (Планирование; Мотивация; Организация; Контроль; Управление результатом.) |
«Упрощенное планирование» - Оперативные планы - часто «в голове» - сведены до 1-2 показателей; ориентированы на «прошлое», в основном касаются увеличения объемов сбыта, систематически не выполняются. «Непредвиденные обстоятельства» - В работе присутствуют авралы, простои, брак, иные сбои. «Есть человек – есть проблема» - Сотрудники почти всегда представляют собой проблему. «Единственная проблема» - Руководитель зациклен на одной проблеме (идея «фикс» - либо качество, либо сбыт, либо бухгалтерия, либо конкретный человек, иное). «Контрольный – в голову» - любая проверка в компании, включая внутренний контроль, выявляет «новые» проблемы. «Цейтнот» - руководителю все приходится контролировать самому. «Невыполняемые решения» - Принятые решения не выполняются или выполняются не так. |
· Обучение вопросам эффективного руководства и управления. · Отработка отдельных управленческих умений: Управление проектами, Постановка задач, Делегирование полномочий, Принятие решений, Управление рисками, Управление коммуникациями, Мониторинг и оценка деятельности, Управление качеством, Управление персоналом и др. |
· Неадекватная оценка руководителем своих заместителей и отсюда – использование неэффективных стилей управления |
«Хотели как лучше, а получили как всегда». Подчиненные всегда умудряются сделать не то, что от них ждут. Принятые решения не выполняются или выполняются не так. Неудовлетворенность и натянутость отношений. Отсутствие инициативы от подчиненных, невнятность их полномочий.
|
· Обучение заместителей вопросам эффективного управления. · Освоение руководителем использования различных стилей управления. |
· Неэффективные производственные коммуникации между руководителем и заместителями. |
Либо отсутствие, либо обилие совещаний. На совещаниях-«одобрямс», на деле – без особого движения. Отсутствие инициативы от подчиненных, согласовывается все до мелочей. Взаимное недовольство руководства и исполнителей, раздраженность и конфликтность в коллективе. |
· Моделирование коммуникаций, их внедрение, отработка и совершенствование. |
· Неэффективная структура организации. |
«Неуловимое слабое звено» - в работе структурной единицы виноваты другие подразделения. Сбыту мешает производство; производству – закуп, закупу – сбыт, производство или руководство. |
· Моделирование структуры, ее апробация, внедрение, отработка и совершенствование. |
СИНДРОМ «РОССИЙСКОГО МЕНТАЛИТЕТА» ИЛИ «ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА».
ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ |
ОСНОВНЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ |
РЕКОМЕНДУЕМОЕ ЛЕЧЕНИЕ |
Недостаточная управленческая компетентность или ответственность руководителей систем, структур, бизнес – процессов и бизнес – операций за: · Эффективное функционирование структурных единиц бизнеса; достижение результатов; мотивацию подчиненных и исполнителей; обучение подчиненных и исполнителей; построение эффективных производственных коммуникаций. |
· Руководители структурных единиц в прошлом хорошие специалисты по своей профессии (не управленческой).
· «Неподкрепленная полномочиями ответственность» - руководитель опытный, все знает, но ни чего не может сделать.
|
· Обучение руководителей вопросам эффективного управления.
· Прояснение ответственности и перераспределение полномочий. |
СИНДРОМ «НЕУПРАВЛЯЕМОЙ ПРИБЫЛИ».
*Акционеры – здесь – владельцы, учредители, инвесторы – бенефициары, получающие прибыль или иные дивиденды от деятельности компании.
ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ |
ОСНОВНЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ |
РЕКОМЕНДУЕМОЕ ЛЕЧЕНИЕ |
· Завышенные или необоснованные ожидания акционеров. |
«Давай – давай!». «Это твои проблемы – ты и решай!». Акционеры ориентированы только на прибыль, не готовы поддерживать руководителя. |
· Прояснение ответственности за бизнес учредителей, инвесторов и руководства, их полномочий. |
· Не эффективные производственные коммуникации акционеров и руководства. |
«А мы тебе разве об этом не говорили?» Нерегулярные и не протоколируемые встречи. Решения если и принимаются – контролируются от случая к случаю. |
· Составление «листа претензий», моделирование коммуникаций, их внедрение, отработка и совершенствование. |
· Недостаточная эффективность руководителя в ролях лидера, управленца, или коммуникатора. |
Невыполнение согласованных и утвержденных планов при адекватном бюджетном обеспечении. |
· Выявление сильных и слабых сторон руководителя, работа со слабыми сторонами. |
СИНДРОМ «НЕАДЕКВАТНЫХ ВНЕШНИХ КОММУНИКАЦИЙ».
ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ |
ОСНОВНЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ |
РЕКОМЕНДУЕМОЕ ЛЕЧЕНИЕ |
· Отсутствие согласованной стратегии выстраивания внешних отношений. |
Недовольство отношением к компании со стороны целевой группы (власть, клиенты, общественность, партнеры, конкуренты). Нечеткое представление «как это должно быть». Нечеткость годового плана и бюджета. |
· Прояснение желаемого результата и ответственности за него. Разработка плана, бюджета, точек контроля. |
· Неэффективное выполнение стратегии выстраивания внешних отношений. |
Недовольство отношением к компании со стороны целевой группы (власть, клиенты, общественность, партнеры, конкуренты). Невыполнение годового плана влияния на целевые группы при бюджетном обеспечении. |
· Выявление сильных и слабых сторон ответственного руководителя, работа со слабыми сторонами. |